Адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее ― АООП) обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана в соответствии и на основе документов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 № 64100)
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (далее – ФАОП НОО), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.03.2023 № 72654).
- Федеральная образовательная программой начального общего образования (далее – ФОП НОО), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2024 г. № 171 « О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 января 2024 г. № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования»
Основные разработчики АООП образования обучающихся умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) - заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХР, главный бухгалтер, педагог-психолог, учителя начальных классов, учителя-предметники.
Сроки реализации программы
Срок реализации данной программы – период действия ФГОС образования обучающихся с УО(ИН).
Ежегодной корректировке и утверждению приказом директора подлежат:
- учебный план;
- план внеурочной деятельности;
- календарный учебный график.
В основу разработки АООП заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико ориентированных задач;
- принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
- онтогенетический принцип;
- принциппреемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
- принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
- принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
Структура АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
- программу формирования базовых учебных действий;
- программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
- программу духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу внеурочной деятельности;
- программу работы с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП.
Организационный раздел включает:
- учебный план;
- систему специальных условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование по АООП (вариант 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
Образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП (вариант 2), осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы развития инвалида (далее ― ИПР) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок внесения изменений и дополнений в АООП образования учащихся с УО (ИН):
- изменения и дополнения разрабатываются рабочей группой, состав которой утверждается приказом директора;
- изменения и дополнения рассматриваются и принимаются на педагогическом совете школы;
- изменения и дополнения утверждаются приказом директора школы.
Состав участников образовательных отношений:
Программа адресована:
- учащимся и родителям (законным представителям) для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности Учреждения по достижению каждым учащимся образовательных результатов; для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности Учреждения родителей (законных представителей) и учащихся и возможностей для взаимодействия;
- педагогическим работникам для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической деятельности;
- администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися АОП образования учащихся с УО (ИН); для регулирования взаимоотношений субъектов образовательной деятельности; для повышения объективности оценивания образовательных результатов Учреждения в целом; для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности в целом.
Контроль реализации АОП образования обучающихся с УО (ИН)
Внутришкольный контроль реализации АООП образования обучающихся с УО (ИН) осуществляется директором, заместителями директора по УВР, заместителем директора по ВР.
В ежегодном самообследовании МАОУ «ООШ № 2» отражаются результаты деятельности по реализации основных общеобразовательных программ школы.