МАОУ "ООШ № 2"
г. Полярный, Мурманской обл.
  • Адаптированная ООП начального общего образования обучающихся с УО (вариант 2)

    для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

    Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

    МАОУ «ООШ № 2» разработан  вариант 2  АООП образования  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) (далее ― АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее ― АООП) обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана в соответствии и на основе документов:

    • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».
    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 № 64100)
    • Федеральная  адаптированная образовательная  программа начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (далее – ФАОП НОО), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.03.2023 № 72654).
    • Федеральная образовательная программой начального общего образования (далее – ФОП НОО), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»

    Основные разработчики АООП образования обучающихся умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) - заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХР, главный бухгалтер, педагог-психолог, учителя начальных классов, учителя-предметники.

    Сроки реализации программы

    Срок реализации данной программы – период действия ФГОС образования обучающихся с УО (ИН).

    Ежегодной корректировке и утверждению приказом директора подлежат:

    • учебный план;
    • план внеурочной деятельности;
    • календарный учебный график.

    В основу разработки АООП заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

    Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.

    Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

    Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

    Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

    В контексте разработки АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:

    • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
    • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
    • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
    • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

    В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:

    • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
    • принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
    • принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико ориентированных задач;
    • принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
    • онтогенетический принцип;
    • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
    • принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
    • принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
    • принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
    • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;  
    • принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
    • принцип сотрудничества с семьей.

    Структура АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает целевой, содержательный и организационный разделы.

    Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

    Целевой раздел включает:

    • пояснительную записку;
    • планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования;
    • систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования.

    Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:

    • программу формирования базовых учебных действий;
    • программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
    • программу духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
    • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
    • программу внеурочной деятельности;
    • программу работы с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

    Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП.

    Организационный раздел включает:

    • учебный план;
    • систему специальных условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

    Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование по АООП (вариант 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.

    АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования.

    Образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП (вариант 2),  осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы развития инвалида (далее ― ИПР) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Порядок внесения изменений и дополнений в АООП образования учащихся с УО (ИН):

    • изменения и дополнения разрабатываются рабочей группой, состав которой утверждается приказом директора;
    • изменения и дополнения рассматриваются и принимаются на педагогическом совете школы;
    • изменения и дополнения утверждаются приказом директора школы.

    Состав участников образовательных отношений:

    Программа адресована:

    • учащимся и родителям (законным представителям) для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности Учреждения по достижению каждым учащимся образовательных результатов; для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности Учреждения родителей (законных представителей) и учащихся и возможностей для взаимодействия;   
    • педагогическим работникам для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической деятельности;
    • администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися АОП образования учащихся с УО (ИН); для регулирования взаимоотношений субъектов образовательной деятельности; для повышения объективности оценивания образовательных результатов Учреждения в целом; для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности в целом.

    Контроль реализации АОП образования обучающихся с УО (ИН)

    Внутришкольный контроль реализации АООП образования обучающихся с УО (ИН) осуществляется директором, заместителями директора по УВР, заместителем директора по ВР.

    В ежегодном самообследовании МАОУ «ООШ № 2» отражаются результаты деятельности по реализации основных общеобразовательных программ школы.


    Форма обучения:  очная

    Нормативный срок обучения:  4 года


    Учебные предметы:

    Предметная область Предметы
    Русский язык и литературное чтение Литературное чтение, Русский язык
    Родной язык и литературное чтение на родном языке Литературное чтение на родном языке, Родной язык
    Иностранный язык Английский язык
    Математика и информатика Математика
    Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир
    Основы религиозной культуры и светской этики Основы религиозной культуры и светской этики
    Искусство Изобразительное искусство, Музыка
    Технология Технология
    Физическая культура Физическая культура

    Учебные курсы, дисциплины, практики:

    Направление Курсы
    Интеллектуальное

    Факультатив «Практикум по математике»
    Факультатив «Родной русский язык»

    Духовно-нравственное Кружок «Час чтения»

    Численность обучающихся по реализуемой образовательной программе Количество
    за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета 0
    за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации 1
    за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов 0
    по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами). 0

    Документы

    Найдено: 2

    Рабочие программы

    Найдено: 8

    Коррекционные курсы

    Найдено: 1

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie