МАОУ "ООШ № 2"
г. Полярный, Мурманской обл.
  • Адаптированная ООП начального общего образования (вариант 7.2)

    для обучающихся с задержкой психического развития

    Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию АОП НОО и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

    Адаптированная образовательная программа является учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с ЗПР, получающих начальное общее образование, планируемые результаты освоения образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития данной группы обучающихся.

    Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР (далее–АОП НОО) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 2» (далее - образовательная организация) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован05.07.2021 № 64100), Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (зарегистрирован 17.08.2022 № 69676) и федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (далее – ФАОП НОО), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.03.2023 № 72654).  

    Содержание и планируемые результаты в разработанной образовательной организацией АОП НОО для обучающихся с ЗПР не ниже содержания и планируемых результатов в соответствующих разделах ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР.

    Образовательная организация разработала следующие варианты АОП НОО для обучающихся с ЗПР:

    • АОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1);
    • АОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).

    Каждый вариант АОП НОО для обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности ЗПР, места проживания обучающегося и вида организации.

    АОП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части создания специальных условий получения образования.

    Определение одного из вариантов АОП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА.

    Структура АОП НОО для обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный разделы.

    Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП НОО для обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

    Целевой раздел включает:

    • пояснительную записку;
    • планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР начального общего образования;
    • систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального общего образования.

    Содержательный раздел определяет содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, мета-предметных и предметных результатов:

    • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;
    • программу формирования УУД;
    • программу коррекционной работы;
    • программу воспитания.

    Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АОП НОО для обучающихся с ЗПР. Организационный раздел включает: учебные планы начального общего образования обучающихся с ЗПР; календарный учебный график; календарный план воспитательной работы.

    Принципы и подходы к формированию ФАОП НОО обучающихся с ЗПР:

    • принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников);
    • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
    • потребностей обучающихся;
    • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
    • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей;
    • онтогенетический принцип;
    • принцип преемственности, предполагающий при проектировании ФАОП НОО ориентировку на ФАОП основного общего образования обучающихся с ОВЗ, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
    • принцип целостности содержания образования;
    • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
    • принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
    • принцип сотрудничества с семьей;

    Принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).

    В основу реализации АОП НОО для обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

    Дифференцированный подход к реализации АОП НОО для обучающихся с ЗПР предполагает учет особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АОП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АОП НОО обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО.

    Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

    Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.

    Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической, познавательной и учебной).
    Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

    В контексте реализации АОП НОО для обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

    • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
    • прочное усвоение обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
    • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
    • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.


    Форма обучения:  очная

    Нормативный срок обучения:  4 года


    Учебные предметы:

    Предметная область Предметы
    Русский язык и литературное чтение Литературное чтение, Русский язык
    Родной язык и литературное чтение на родном языке Литературное чтение на родном языке, Родной язык
    Иностранный язык Английский язык
    Математика и информатика Математика
    Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир
    Основы религиозной культуры и светской этики Основы религиозной культуры и светской этики
    Искусство Изобразительное искусство, Музыка
    Технология Технология
    Физическая культура Физическая культура

    Учебные курсы, дисциплины, практики:

    Направление Курсы
    Интеллектуальное

    Факультатив «Практикум по математике»
    Факультатив «Родной русский язык»

    Духовно-нравственное Кружок «Час чтения»

    Численность обучающихся по реализуемой образовательной программе Количество
    за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета 0
    за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации 4
    за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов 0
    по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами). 0

    Документы

    Найдено: 2

    Рабочие программы

    Найдено: 11

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie