Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП ООО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная ООП основного общего образования (вариант 7.1)
для обучающихся с задержкой психического развития
АООП ООО обучающихся с ЗПР разработана в соответствии и на основе документов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России 19.12.2012 г. 4 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержден в Минобрнауки России (приказ от 19.12.2014 г. № 1599, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2015 г. № 35847).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,протокол от 08.04.2015 г. № 1/15, с изменениями от 28.10.2015 г. № 3/15).
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 г. № 4/15).
- Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основной общеобразовательной школы № 2» г. Полярный (утверждена приказом директора школы от 31 августа 2020 г. № 72 о.д.)
АООП ООО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы основного общего образования (далее — ООП ООО). Требования к структуре АООП ООО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту основного общего образования (далее — ФГОС ООО). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП ООО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП ООО. Обязательными условиями реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа классного руководителя с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
Содержание АООП ООО обучающихся с ЗПР сформировано с учетом социокультурных особенностей Мурманской области и города Полярный, учитывалась специфика школы, а также социальный заказ, запросы родителей (законных представителей) обучающихся.
Содержание АООП ООО обучающихся с ОВЗ школы отражает требования ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
I. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО;
- систему оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП ООО.
II. Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
- программу формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) у обучающихся с ЗПР;
- программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы;
- программу внеурочной деятельности.
III. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АООП ООО.
Организационный раздел включает:
- учебный план основного общего образования;
- план внеурочной деятельности;
- календарный учебный график;
- систему специальных условий реализации АООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Цель реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР – обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации школой АООП ООО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
- достижение планируемых результатов освоения АООП ООО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
- создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
- использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города.
В основу разработки АООП ООО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательной программе обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР учащихся основной школы определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП ООО для обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП ООО обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования (Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 г. № 99-ФЗ, от 23.07.2013 г. № 203-ФЗ), единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности;
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 5 лет
Учебные предметы:
Предметная область | Предметы |
---|---|
Русский язык и литература | Русский язык, Литература |
Родной язык и родная литература | Родной язык, Родная литература |
Иностранный язык | Английский язык |
Общественные науки | История, Обществознание, География |
Математика и информатика | Математика, Алгебра, Геометрия, Информатика |
Естественные науки | Физика, Химия, Биология |
Технология | Технология |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности |
Учебные курсы, дисциплины, практики:
Направление | Курсы |
---|---|
Общекультурное | |
Интеллектуальное | |
Духовно-нравственное | |
Спортивно-оздоровительное | Общая физическая подготовка (5-9 класс) |
Численность обучающихся по реализуемой образовательной программе | Количество | |
---|---|---|
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | 0 | |
за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации | 6 | |
за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов | 0 | |
по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами). | 0 |
Документы
Рабочие программы
Документы не выбраны