МАОУ "ООШ № 2"
г. Полярный, Мурманской обл.
  • Адаптированная ООП начального общего образования (вариант 6.1)

    для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

    Адаптированная  образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.1, 6.2) предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию АОП НОО и отражает вариант конкретизации требований ФГОСНОО обучающихся с ОВЗ.

    Адаптированная образовательная программа является учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с НОДА, получающих начальное общее образование, планируемые результаты освоения образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития данной группы обучающихся.

    Адаптированная  образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА (далее – АОП НОО) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 2» (далее - образовательная организация) разработана в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован05.07.2021 № 64100), Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (зарегистрирован17.08.2022 № 69676) и федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (далее – ФАОП НОО), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования дляобучающихся с ОВЗ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.03.2023 № 72654).  

    Целью реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного начального общего образования обучающимися с НОДА в одинаковые с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, сроки, которые полностью соответствуют достижениям, требованиям к результатам освоения, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.

    Достижение поставленной цели требует за счет учета особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА решения следующих основных задач:

    • формирования общей культуры, духовно­нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья;
    • обеспечения планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями;
    • развития личности обучающегося с НОДА в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, ее успешной социальной адаптации и интеграции;
    • достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с НОДА;
    • осуществления коррекционной работы, обеспечивающей минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с НОДА на освоение ими АООП НОО, сохранение и поддержание физического и  психического здоровья обучающегося с НОДА, профилактику (при необходимости) и коррекцию вторичных нарушений, оптимизацию социальной адаптации и интеграции;
    • выявления и развития способностей обучающихся с НОДА, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
    • организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и проектно­исследовательской деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности;
    • участия обучающихся с НОДА, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
    • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися с НОДА социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
    • предоставления обучающимсяс НОДА возможности накопления опыта самостоятельной и активной деятельности в процессе реализации освоенных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности;
    • включения обучающихся с НОДА в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).

    Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА

    В основу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

    Дифференцированный подход к построению АООП НОО для обучающихся с НОДА предполагает учет неоднородности их особых образовательных потребностей (в том числе индивидуальных), типологических особенностей обучения.

    Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности образования с учетом специфики развития личности обучающихся с НОДА.

    Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (учебно-познавательной, предметно-практической коммуникативной, двигательной).

    Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является организация учебно-познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающая овладение ими содержанием образования.

    Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

    • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
    • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
    • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
    • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД.

    В основу формирования АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1,6.2)  положены следующие принципы:
    - принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

    • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
    • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
    • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
    • онтогенетический принцип;
    • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с НОДА на всех ступенях обучения;
    • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а «образовательной области»;
    • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с НОДА всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
    • принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
    • принцип сотрудничества с семьей.

    Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА

    Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М. 12 , Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10–го пересмотра).

    Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

    Обучающиеся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

    Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА

    В структуру особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для обучающихся с НОДА.

    К общим потребностям относятся:

    • получение специальной помощи средствами образования;  
    • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками;
    • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
    • необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;
    • индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
    • следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
    • необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

    Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

    • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
    • требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
    • необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
    • индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
    • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

    Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.


    Форма обучения:  очная

    Нормативный срок обучения:  4 года


    Учебные предметы:

    Предметная область Предметы
    Русский язык и литературное чтение Литературное чтение, Русский язык
    Родной язык и литературное чтение на родном языке Литературное чтение на родном языке, Родной язык
    Иностранный язык Английский язык
    Математика и информатика Математика
    Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир
    Основы религиозной культуры и светской этики Основы религиозной культуры и светской этики
    Искусство Изобразительное искусство, Музыка
    Технология Технология
    Физическая культура Физическая культура

    Учебные курсы, дисциплины, практики:

    Направление Курсы
    Интеллектуальное

    Факультатив «Практикум по математике»
    Факультатив «Родной русский язык»

    Духовно-нравственное Кружок «Час чтения»

    Численность обучающихся по реализуемой образовательной программе Количество
    за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета 0
    за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации 1
    за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов 0
    по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами). 0

    Документы

    Найдено: 2

    Рабочие программы

    Найдено: 9

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie