МАОУ "ООШ № 2"
г. Полярный, Мурманской обл.
  • Адаптированная ООП начального общего образования (вариант 5.1)

    для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

    Адаптированная  образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию АОП НОО и отражает вариант конкретизации требований ФГОСНОО обучающихся с ОВЗ.

    Адаптированная образовательная программа является учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с ТНР,  получающих начальное общее образование, планируемые результаты освоения образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития данной группы обучающихся.

    Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР (далее – АОП НОО) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «общеобразовательная школа № 2» (далее - образовательная организация) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями (далее – ФГОС НОО ОВЗ), утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.02.2015 № 35847), и федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (далее – ФАОП НОО), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.03.2023 № 72654).

    При создании адаптированной программы начального общего образования образовательная организация учитывает следующие требования:

    • программа строится с учетом особенностей контингента обучающихся с ТНР: формы речевого недоразвития, структуры дефекта и степени его тяжести;
    • программа строится с учетом особенностей социально-экономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края;
    • конкретного местоположения образовательной организации, формы обучения (инклюзивное в среде сверстников с нормативным речевым развитием или в условиях специального коррекционного класса или школы);
    • при подготовке программы учитываются статус обучающегося с ТНР младшего школьного возраста, его типологические психологические особенности и возможности, специфика недоразвития психических функций, что гарантирует создание оптимальных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося;
    • при необходимости программа начального общего образования предполагает создание индивидуальных учебных планов, особенно в случаях поддержки обучающихся младшего школьного возраста с различной степенью выраженности дефекта (в том числе для ускоренного обучения) или обучающихся, входящих в особые социальные группы (дети мигрантов; дети с особым состоянием здоровья, с девиантным поведением);
    • обязательным требованием является учет запросов родителей (законных представителей) обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности, факультативные занятия, индивидуальные консультации;
    • образовательная организация обязана обеспечивать выполнение гигиенических нормативов и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения. С учетом современной действительности в образовательной программе должны быть прописаны требования к обучению в дистанционном режиме.

    Образовательная организация разработала следующие варианты АОП НОО для обучающихся с ТНР:

    • АОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1);
    • АОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2).

    Каждый вариант АОП НОО для обучающихся с ТНР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ТНР, получение образования вне зависимости от выраженности ТНР, места проживания обучающегося и вида организации.

    АОП НОО для обучающихся с ТНР, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части создания специальных условий получения образования.

    Определение одного из вариантов АОП НОО обучающихся с ТНР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА.

    АОП НОО для обучающихся с ТНР раскрывает наполнения следующих разделов: целевой, содержательный, организационный:

    1.  Целевой раздел ФАОП НОО для обучающихся с ТНР отражает основные цели начального общего образования, те психические и личностные новообразования, которые могут быть сформированы обучающихся младшего школьного возраста с ТНР к концу его обучения на первом школьном уровне. Целевой раздел включает:

    1. пояснительную записку;
    2. планируемые результаты освоения обучающимися начального общего образования;
    3. систему     оценки     достижения     планируемых     результатов     освоения программ начального общего образования.

    2. Содержательный раздел определяет содержание начального общего образования обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

    1. федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;
    2. программу коррекционной работы; программу формирования УУД.

    Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АОП НОО.

    3. Организационный раздел включает:

    1. учебный план начального общего образования обучающихся;
    2. календарный учебный график;
    3. календарный план воспитательной работы.

    В основу формирования АОП НОО для обучающихся с ТНР положены следующие принципы:

    • принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников);
    • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
    • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
    • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей;
    • онтогенетический принцип;
    • принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
    • принцип преемственности,предполагающий при проектировании АОП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
    • принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие "предметной области";
    • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
    • принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;
    • принцип сотрудничества с семьей.

    В основу разработки АОП НОО для обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.

    Дифференцированный подход к построению АОП НОО для обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АОП НОО создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОСНОО для обучающихся с ОВЗ требованиями к:

    • структуре образовательной программы;
    • условиям реализации образовательной программы;
    • результатам образования.

    Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

    Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.

    Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.

    Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.

    В контексте разработки АОП начального общего образования для обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

    • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
    • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;
    • существенное повышение мотивации и интереса к учению;
    • приобретению нового опыта деятельности и поведения;
    • создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

    Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.

    Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней.

    Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.

    Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.

    В контексте разработки АОП начального общего образования для обучающихся с ТНР реализация системного подхода обеспечивает:

    • тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
    • воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОСНОО и коррекционно-развивающей области;
    • реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели - формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной) в соответствии с различными ситуациями.


    Форма обучения:  очная

    Нормативный срок обучения:  4 года


    Учебные предметы:

    Предметная область Предметы
    Русский язык и литературное чтение Литературное чтение, Русский язык
    Родной язык и литературное чтение на родном языке Литературное чтение на родном языке, Родной язык
    Иностранный язык Английский язык
    Математика и информатика Математика
    Обществознание и естествознание (окружающий мир) Окружающий мир
    Основы религиозной культуры и светской этики Основы религиозной культуры и светской этики
    Искусство Изобразительное искусство, Музыка
    Технология Технология
    Физическая культура Физическая культура

    Учебные курсы, дисциплины, практики:

    Направление Курсы
    Интеллектуальное

    Факультатив «Практикум по математике»
    Факультатив «Родной русский язык»

    Духовно-нравственное Кружок «Час чтения»

    Численность обучающихся по реализуемой образовательной программе Количество
    за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета 0
    за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации 6
    за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов 0
    по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами). 0

    Документы

    Найдено: 2

    Рабочие программы

    Найдено: 11

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie